Дополнительное образование


Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках  классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного  и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучения, воспитание и развитие ребенка.

Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

 

В Гимназии созданы все условия для дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

  1. Кадровое обеспечение:

—  опыт работы гимназии в режиме дополнительного образования;

— учителя, имеющие опыт в организации и проведении спецкурсов, владеющие современными инновационными технологиями;

— учителя — авторы, составители программ элективных курсов:

— учителя — международные тренеры, члены различных НПО:

— сотрудничество с учеными, научными консультантами вузов Казахстана и России.

  1. Материально-техническая база:

62 классные комнаты, библиотека с фондом в 49413 экземпляров, 2 компьютерных класса, мультимедийный кабинет, 7 кабинетов с интерактивным оборудованием, экспресс-почта, интернет, спутниковая связь, медиатека.

  1. Работа в режиме односменной школы

 

Гипотеза

Интеграция основного и дополнительного образования в условиях  общеобразовательного учреждения будет содействовать созданию единого образовательного пространства, приведет к восполнению его целостности, позволяющей подготовить конкурентоспособного выпускника, подготовленного к жизни в быстро меняющемся обществе, а также будет способствовать профессиональному развитию учителя.

 

Цель дополнительного образования:

Повышение эффективности системы дополнительного образования в создании условий для саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении , для получения универсального образования и организации активной жизнедеятельности учащихся,  что является  конечной целью организации учебно-воспитательного процесса в гимназии.

 

Ожидаемые результаты

Реализация гимназического образования через решение проблемы интеграции основного и дополнительного образования позволит добиться высокого уровня освоения  учебного материала учащимися по всем предметам согласно не только ГОСО, но и гимназического компонента, будет способствовать повышению качества ВОУД и ЕНТ, социальному определению выпускников, создаст возможности учащимся для поступления в престижные вузы Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья

 

Анализируя работу курсов дополнительного образования можно констатировать, что педколлективом верно выбраны приоритеты в дополнительном образовании. Спецкурсы по речеведению (русский язык) дают возможность учителям углубленно и системно заниматься формированием у учащихся функциональной грамотности. А деление на подгруппы позволяют создать условия для тех детей, которые в силу каких-то причин малоактивны на уроках, редко говорят, поднять планку в уровне сложности выполняемых работ для одних учащихся и вести развивающую коррекционную работу с другими учащимися.                                                           Занятия спецкурса «Развитие критического мышления» для учащихся 4-9 классов  посвящены формированию  у учащихся навыков исследовательской деятельности. Учащиеся  развивают самостоятельные исследовательские умения, творческие способности и критическое мышление, интегрируют знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщаются к решению конкретных жизненно важных проблем..                                                                                                                       Спецкурсы по английскому языку, которые введены в школе со дня основания гимназии, позволяют углубленно изучать английский язык, что востребовано временем, и готовить учащихся к сдаче международного экзамена, что является социальным заказом родительской общественности.

Введение спецкурса по английскому языку в начальной школе   способствуют развитию мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования.  Благодаря спецкурсу учащиеся накапливают определенный запас слов, развивают навыки  аудирования, устной речи и письма.  Изучение английского языка с 1 класса дает учащимся широкую возможность принимать участие и побеждать в международных лингвистических олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

Спецкурсы по математике «Дополнительные главы алгебры», «Решение прикладных задач», « За страницами учебника математики», Основы математической логики», «Решение математических задач» позволили компенсировать недостатки стандартной программы по математике:  изучать темы, не включенные в школьный курс математики, но необходимые для дальнейшего изучения предмета, решать задачи, популярные в математических олимпиадах, рассматривать вопросы математики, включенные в экзаменационный сборник,  углубленно изучать некоторые разделы алгебры и геометрии. Основой спецкурса в 9 классе было обучение технике решения текстовых задач, т.к. большинство учащихся испытывают трудность в этом вопросе. Анализ результатов ЕНТ свидетельствует, что решаемость текстовых задач составляет около 30%. Спецкурс помог учащимся определять типы текстовых задач, основные методы решения каждого типа задач, используя разные способы, применять полученные математические знания в решении жизненных задач, перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.            За счет расширения программного материала  улучшилось качество знаний учащихся 8 класса по алгебре, так как спецкурс и программный материал базировались на одной большой теме «Применение квадратного трехчлена». Хорошие результаты дало включение в программу спецкурса 7 класса тема «Графики». Это позволило учащимся на примере элементарных функций осуществить преобразования графиков более сложных. Кроме того, изучение этой темы поможет учащимся в 9 классе при изучении темы «Преобразование фигур на плоскости» на уроках геометрии, а в 11 классе при изучении темы «Преобразование тригонометрических функций».   Курс «Математическая логика» для учащихся 5,6 классов, на занятиях  которого рассматривались вопросы математики, не включенные в госстандарт, логические задания. Спецкурс позволил создать условие для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Спецкурс «За страницами учебника математики» позволил углубить отдельные, наиболее важные вопросы, систематизировать ранее изученный учебный материал, дополнил основной курс математики сведениями важными в образовательном и прикладном отношении.  Большую пользу принесло деление класса (5,6 классы) на подгруппы на занятиях спецкурсов. Это дало возможность учителям более дифференцированно и личностно-ориентированно подойти к каждому ученику и повысить уровень усвоения учебного материала. Содержание программ спецкурсов по физике « Методы решения задач по физике», «Способы решения задач по физике» нацелены на обучение учащихся различным методам решения физических задач. Программы спецкурсов построены  таким образом, чтобы задания спецкурсов шли параллельно теоретическому материалу базового курса, углубляя его. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, каждый сможет работать  в зоне своего ближайшего развития, так как все задания дифференцированы по степени сложности. Работа на спецкурсах позволила отработать в 9 классе применение алгоритмов по законам Ньютона и законам сохранения энергии и импульса. В восьмых классах усвоены: алгоритм по закону сохранения энергии в тепловых процессах, составление эквивалентных схем электрических цепей, применение основных законов геометрической оптики. В седьмых классах заложена основа гидро- и аэродинамики, так как задачи по этой теме часто встречаются на ЕНТ и ВОУД.

Программа спецкурса «История Казахстана. Основные события и даты» является авторской программой учителя истории Помозовой Е.Н.  Программа  получила распространение в школах города.   Цель программы – научить учащихся работать с теорией вопроса, датой, именем, названием исторического события при выполнении компетентностных заданий различного уровня, что позволит формировать устойчивую память., познакомить учащихся с новой базой тестовых заданий, введенных Центром тестирования в 2012-13 учебном году на основе дополнительного материала, который содержится в школьных учебниках с 6 по 9 классы в текстовых приложениях к основным параграфам. Программа состоит из 5 разделов. Каждая тема начинается с обобщающей лекции, затем идут практикумы. Предусматривается работа с раздаточным материалом, картами.  Эффективность программы  можно увидеть уже через 2,3 месяца.

Спецкурс «Робототехника»  для учащихся 5 классов  направлены на повышение интереса к предмету, развитие творческого потенциала, привитие навыков работы на компьютере.  Программы спецкурсов включают материал, не содержащийся в базовом курсе. На занятиях спецкурса учащиеся овладевают различными приемами и методами работы на компьютере, рассматривались темы конструирования, проектирования, программирования. В конце года каждый пятиклассник создает свой творческий проект в программах  моделирования, лого-программирования.

. Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Ученики приходят в школу с разным уровнем развития мышления. Как сделать так, чтобы то, что они уже имеют не потерять и вместе с тем приобрести новое. Большая роль в этом отводится дополнительному образованию: спецкурсам по развитию речи, математической логике, литературному чтению. Достоинствами спецкурсов являются достаточный объем, регулярность, систематичность и целенаправленность. Начатое в первом классе имеет свое продолжение во все годы обучения в начальной школе. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать процесс обучения менее утомительным, но насыщенным и динамичным.   Все три спецкурса объединяет  цель: формирование у учащихся социально коммуникативной компетенции, направленные на развитие одаренности, повышение учебной мотивации

Программа спецкурса по математике адаптирована к рабочей тетради «Юным умникам и умницам» О. Холодовой. Основной идеей спецкурса является формирование трех составляющих мышления учащихся для успешного обучения в среднем звене: высокий уровень элементарных мыслительных операций, высокий уровень активности, раскованности мышления, высокий уровень организованности и целенаправленности. Курс предназначен для всех детей, а не только для математически одаренных. Во-первых, логические задачи отличаются от математических тем, что для их решения не требуется большого запаса математических знаний. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. И, главное, их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению других предметов.

Задача спецкурса по развитию речи – повышение познавательного интереса, развитие творческих способностей учеников при написании письменных работ, развитие орфографической зоркости. Программа курса позволяет  показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,  неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения спецкурса ученики увидели «волшебство знакомых слов»,  поняли, что обычные слова достойны изучения и внимания. А использование  на занятиях различных игр, головоломок, лингвистических загадок содействовали ненавязчивому и интересному усвоению материала.   Данный курс занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы  научить детей правильно и грамотно писать, обогатить их речь. Дорога к грамотности невозможна без личностного письма. Только через собственное письмо дети учатся орфографии. Ведь темы, предлагаемые детям, близки и интересны им: «Мое увлечение», «Моя семья», «Мои друзья».

На спецкурсе по литературному чтению ученики имеют возможность читать произведения  авторов, не вошедших в школьную программу. Анализируя произведения, ученики учатся сравнивать, рассуждать, определяют свою читательскую позицию, сравнивают ее с позицией одноклассников, учатся диалоговому общению. Формы проведения спецкурсов разнообразны: инсценировка  произведений, дискуссии о прочитанном, читательские клубы. Каждый урок заканчивается письменной рефлексией учащихся. В конце четверти организуются открытые мероприятия, на которые приглашаются родители учеников.

Анализируя мнения родителей о качестве и эффективности дополнительного образования, пожелания по поводу отдельных спецкурсов, соотнося с рефлексией учителей-предметников, было отмечено, что познавательное продвижение учащихся от основного школьного образования через промежуточный этап дополнительного образования в форме специальных элективных курсов  способствует развитию мотивации учащихся к познанию и творчеству и формированию осознанного интереса к обучению в течение всей жизни