Программа спецкурса «Наша речь»


Елена Орлова, учитель нач.классов

КГУ «Гимназия №6

 Г.Семей

 «Наша речь»

 Ещё со школы русский язык был моим любимым предметом. Желание создать программу спецкурса пришла неожиданно, само собой. А сбор и анализ материалов для создания курса со временем переросли в своего рода исследование. Начиная работу определила цель.

Цель исследования:  формировать у учащихся представление о правильной, красивой речи через восприятие особенностей языковых единиц в процессе выполнения нестандартных задач творческого характера.

Согласно программам по русскому языку во всех классах начальной школы отводится достаточное место развитию речи – множество изложений, сочинений. На каждую четверть приходится по два, а то и по три урока, посвящённому обучению написания сочинения. Но вряд ли кто будет оспаривать утверждение о том, что занимательное представление учебного материала способствует его усвоению. Сухое изложение правил и строгое доказательство истин, если это делать из урока в урок, может погасить природное стремление детей к познанию окружающего мира. Ребёнок хочет играть, бегать, радоваться, смеяться, а ему, в соответствии с учебной программой, утверждённой взрослыми людьми, методично втолковывают знания. Недаром же об учёбе столько лет говорили словами небезызвестного всем Троцкого: «Грызть гранит науки». В подобном высказывании нет и намёка на радость и удовольствие познания нового. В результате учитель может прекрасно знать программный материал, правила грамматики и синтаксиса, но часто у него не хватает ни личного времени, ни времени на уроках, чтобы самому узнать и донести до учащихся, что такое метаграмма, эпонимы и ропалик. Учебные планы кроме уроков, к счастью, предусматривают спецкурсы. Вот где таятся огромные возможности для поддержания и развития интереса к своему предмету и учению вообще. Важно на таких уроках увлечь детей чем-то интересным, а не продолжать втолковывать программный материал.

Задачи исследования.

  1. Проанализировать методическую, литературоведческую и научную литературу по раскрытию богатства слова как единицы речи, предложения и по написанию сочинений разных видов.
  2. Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков по развитию речи.
  3. Определить формы. Методы, содержание уроков.

 

Cодержание программы.

Весь курс разделён на три раздела. Первый из них посвящён слову. Он так и назван — «Слово о слове».

Тема Кол.ч. Дата
1. Слово о слове. 1
1 В начале было слово. 1
2 И один в поле воин. 1
3 …граммы бывают разные. 1
4 Слова-близнецы. 1
5 Какие разные слова! 1
6 «Одноимённые» слова. 1
7 Метал металл? 1
8 Хотите, я его ударю, и он станет фиолетовым? 1
9 Играй словами! 1
10 Иерархия частей речи. 1

Раздел включает  прежде всего исторические данные о развитии речи (три этапа) и различные игры со словами. Здесь учащиеся узнают о самых коротких  и самых длинных словах-рекордсменах (24 буквы). Дети учатся методике решения некоторых лингвистических задач, игр. Например, анаграмм, метаграмм, гетерограмм, изогрифов, логогрифов подбора при определённых условиях антонимов, синонимов, омографов, омофонов. Узнают о частоте использования частей речи.

2. Ещё не великие, но уже мыслители.
11 Необычное в обычном.
12 Предложения, говорящие о себе.
13 «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка…»
14 Переговорки.
15 А ты правильно сочетаешь слова?
16 Масло масляное.
17 Всё в полном порядке!
18 Посолили солью?
19 И жизнь, и слёзы, и любовь!
20 Не вешать нос!

Второй раздел посвящён предложению как единице речи: «Ещё не великие, но уже мыслители». Учащиеся узнают о существовании необычных предложений – самое короткое (из жизни Виктора Гюго), предложения, говорящие о себе («В этом предложении пять слов»), о переговорках («Везде хорошо, ноги кормят»), тавтограммах («Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка…»). Ученики упражняются в создании предложений, учитывая конкретные условия, избегая повторов мысли («Масло масляное»), избегая наличия в предложении однокоренных слов («Посолили солью?»), употребляя фразеологические обороты («Не вешать нос!»).

3. Мой друг – художник и поэт… 1
21 Cтили речи: наука и искусство. 1
22 Где же она, граница? 1
23 Делим.  Называем. 1
24 Опиши меня. 1
25 Я вам сейчас что-то расскажу. 1
26 Я – рассудительный. 1
27 Салат из сказок. 1
28 Люблю буриме! 1
29 Ах, какая картина! 1
30 А что было потом? 1
31 Сказка наизнанку. 1
32 Есть конец и есть начало. 1
33 Добро пожаловать, весна! 1
34 Главный редактор. 1

Третий раздел я назвала словами известной песни группы «Воскресенье»  «Мой друг — художник и поэт…». Название отображает его содержание – сочинительство. Ученики  учатся различать стили речи, определять границы предложений, делить тексты на абзацы, придумывать заголовки. Дети  пишут сочинения разных видов, в том числе и по картине, сочинять стихи по принципу «буриме». И на этапе обобщения выступят редакторами текстов, содержащих речевые, стилистические ошибки.

Наверное, вы заметили, что формулировка тем уроков не называет напрямую предмет обсуждения. В названии каждого урока присутствует некая вуаль, которую дети пытаются приподнять в начале каждого урока.

«Хотите, я его ударю, и он станет фиолетовым?»

Как вы считаете, о чём шла речь на занятии, которое называлось так – «Хотите, я его ударю и он станет фиолетовым?»?

Речь шла об омографах. Простой пример: замок-замок. Меняя место ударения получаем  слово с другим значением.

Фотографии с урока.

Последний урок спецкурса назывался «Салат из сказок». Идея принадлежит небезызвестному всем Дж.Родари. О ней он говорил в книге «Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй».

Я предлагаю вам, коллеги, окунуться в детство: вы – ученики 3 класса. Объединитесь в пары и загадайте какого-нибудь сказочного героя. Неважно из какой он будет сказки: народной или литературной. Теперь, задавая друг другу максимум по пять вопросов, попытайтесь угадать героя вашего соседа. Не угадали, сдаётесь. А теперь представьте, что ваши герои встретились, и получилась совершенно другая сказка. Вам предстоит вместе, в парах, её сочинить.

Фрагмент урока «Люблю буриме!» обыгрывается с участниками конференции

Предмет по выбору:

Тема: Люблю буриме!

Цель: ученики поймут принципы игры буриме, узнают историю возникновения и развития этой игры.

Задачи: будут учиться писать буриме, составлять по данному четверостишию; будут развивать чувство ритма, умение подбирать рифмующиеся слова; будут воспитывать культуру общения.

План.

Побуждение.

В группах дети отгадывают загадки и один из группы выбирает на доске начальную букву отгадки. Остальные дети записывают в тетрадях через запятую эти буквы.

Моет в речке свою пищу,                                  Распорядок этот дня

Чтоб она была почище.                                      Был написан для меня.

Лишь потом отправит в рот.                             Никуда не опоздаю,

А чистюля тот…(енот)                                      Ведь его я соблюдаю. (Режим)

Знают этот фрукт детишки,                             Ранним утром во дворе

Любят есть его мартышки.                              Лёд улёгся на траве.

Родом он из жарких стран,                              И весь луг стал светло-синий,

В тропиках растёт… (банан)                          Серебром сверкает…(иней)

Оно бескрайнее, синее,                                        В школе учит он детей.

И ветры его стерегут,                                           Строг, но всё прощает.

А корабли красивые                                             Помогает стать умней,

По водной глади идут. (Море)                            Всё он объясняет. (Учитель)

— Через тире запишите эти буквы в соединении. Знаете ли вы, что обозначает это слово?

— Нет такого слова. Вспомним игру анаграмму.

Составление слова путём перестановки букв. Получилось слово БУРИМЕ.

— Что такое БУРИМЕ?

Реализация.

  1. История буриме.

— Как вы думаете, какая страна является родиной буриме?

— Подсказка – ударение в слове. Ударный – последний слог. Именно для французского языка характерна такая постанова ударения. Вспомним такие французские слова, которые мы употребляем в нашей речи: мерси, пардон, лямур. Так и буриме. Действительно, буриме как игра появилось более 300 лет назад. Изобретатель – французский малоизвестный поэт Дюло. Но распространение игра приобрела около 150 лет назад.

Буриме увлекались всему миру известные личности. Ал. Дюма, тот, который придумал Д*Артаньяна и трёх мушкетёров, в 1864 году объявил конкурс на буриме и издал сочинение, в которое входило 350 буриме. В Росси умением писать буриме славились многие известные поэты. В том числе и Пушкин. А 100 лет назад в Петербурге журнал «Весна» провёл массовый конкурс.

  1. Основа буриме – рифма.

— Как вы понимаете слово «рифма»?

Запись в тетрадях:

— Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк.

— Для начала давайте поупражняемся в подборе рифмующихся слов. Я называю слово, а вы говорите к нему пару. Ком-(дом), кот-(рот), окошко-(кошка), гуашь-(наш), играть-(спать), цыган-(орган), цветок-(жесток).

На доске изображения предметов. Ученики пытаются подобрать пары и записывают их в тетрадях.

  1. Работа в парах аналогична: загадывают друг дружке слово, подбирают рифмы.
  1. Игра «Доскажи словечко». Если согласны с суждением, приседают, нет – подпрыгивают.

— Я в осиновом лесу                   Все девчонки и мальчишки             Первый раз увидел мальчик,

Встретил рыжую (лису).         За едой читают (книжки).                По поляне бегал (зайчик).

Раз зимою на опушке              Ох, поспать медведь не прочь.            Странная стая взмыла под крышей:

Куковала мне (кукушка).         Спит зимой и день, и (ночь).              На юг полетели летучие (мыши).

Скажут все, кого не спросим:      Мне очки вот так нужны!

— Сколько нот мы знаем? (8)         Я в них ночью вижу (сны).

  1. Правила игры буриме.

— Как и у любой игры, у буриме есть свои правила. Так, например, рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно. Сами посудите, если вы выберете что-нибудь вроде «любовь-кровь», вряд ли это увенчается созданием интересного и оригинального стихотворения. Также рекомендуется избегать однокоренных слов.

Как писать буриме? 1) Заданные рифмы нельзя менять местами. 2) Не забывать о содержании стихотворения. Ведь вся суть буриме заключается в том, что из порой совсем несопоставимых и странных рифм получается законченное смысловое стихотворение.

  1. Коллективная проба пера.

На доске задания:

_________________________ цветок          — Отчего зацвёл цветок? —

_________________________ мать              Мальчик спрашивает мать.

_________________________ цветок          — От того, что мы цветок

_________________________ поливать      Не ленились поливать.

 

________________________ синий                      Мне купили шарик синий.

________________________ воздушный             Был он лёгкий и воздушный.

________________________красивый                 Ах! Какой он был красивый!

________________________ непослушный        Но ужасно непослушный.

 

  1. Создание буриме в группах.

— Пользуясь загадками, которые вы отгадывали в начале урока, попытайтесь в группах создать буриме. (Работу ученики выполняют на тех же листах, на нижней половине.)

Рефлексия.

В группах ученики разгадывают буриме. После озвучивается оригинал.

1) ___________________ обезьяны                    Очень любят обезьяны

____________________ бананы                      Кушать сладкие бананы.

____________________ похожи                      Мы на обезьян похожи,

_____________________ тоже                           И бананы любим тоже.

2)______________________ хвостик                      Я – лисичка, рыжий хвостик.

______________________ в гости                        Я пришла к ребятам в гости.

______________________ веселиться                   Буду с ними веселиться,

______________________ кружиться.                 Возле ёлочки кружиться.

3)___________________ на лужок                   Вышли зайки на лужок,

____________________кружок                      Встали в маленький кружок.

____________________ веселятся                 Пляшут, скачут, веселятся,

____________________ не боятся                  Злого волка не боятся.

4) ____________________ бегемот                           Петь задумал бегемот

____________________ рот                                   И открыл огромный рот.

____________________ слов                                 Но не слышно в песне слов,

____________________ рёв                                   Слышен только страшный рёв.

5) __________________ уши                            У слона большие уши.

___________________  слон                          Как гора, огромный слон.

___________________ на суше                      Равных нет ему на суше:

___________________ чемпион                     Слон на суше чемпион.

6) ___________________ поутру                               Кенгурёнка поутру

___________________ кенгуру                             Моет мама кенгуру.

___________________ хвостик                               Моет лапки, моет хвостик.

___________________ гости                                   — Видишь, к нам шагают гости!

7) ___________________ удивила                    Нас, конечно, удивила

___________________ горилла.                    Африканская горилла:

___________________ до бровей                  Вся от пяток до бровей

___________________ у людей                     У горилл, как у людей.

Что мне и моим ученикам даёт этот спецкурс? Дети легче вступают в диалог, адекватно используют речевые средства как на уроках, так и во внеурочное время. Я заметила, что детям стало легче осуществлять поиск необходимой информации, моделировать различные языковые единицы.

А главное – дети полюбили этот урок, они его ждут, радуются, выполняя задания. А мы, согласитесь, не так часто делаем наших учеников счастливыми. А ведь ещё Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».