Елена Орлова, учитель нач.классов
КГУ «Гимназия №6
Г.Семей
«Наша речь»
Ещё со школы русский язык был моим любимым предметом. Желание создать программу спецкурса пришла неожиданно, само собой. А сбор и анализ материалов для создания курса со временем переросли в своего рода исследование. Начиная работу определила цель.
Цель исследования: формировать у учащихся представление о правильной, красивой речи через восприятие особенностей языковых единиц в процессе выполнения нестандартных задач творческого характера.
Согласно программам по русскому языку во всех классах начальной школы отводится достаточное место развитию речи – множество изложений, сочинений. На каждую четверть приходится по два, а то и по три урока, посвящённому обучению написания сочинения. Но вряд ли кто будет оспаривать утверждение о том, что занимательное представление учебного материала способствует его усвоению. Сухое изложение правил и строгое доказательство истин, если это делать из урока в урок, может погасить природное стремление детей к познанию окружающего мира. Ребёнок хочет играть, бегать, радоваться, смеяться, а ему, в соответствии с учебной программой, утверждённой взрослыми людьми, методично втолковывают знания. Недаром же об учёбе столько лет говорили словами небезызвестного всем Троцкого: «Грызть гранит науки». В подобном высказывании нет и намёка на радость и удовольствие познания нового. В результате учитель может прекрасно знать программный материал, правила грамматики и синтаксиса, но часто у него не хватает ни личного времени, ни времени на уроках, чтобы самому узнать и донести до учащихся, что такое метаграмма, эпонимы и ропалик. Учебные планы кроме уроков, к счастью, предусматривают спецкурсы. Вот где таятся огромные возможности для поддержания и развития интереса к своему предмету и учению вообще. Важно на таких уроках увлечь детей чем-то интересным, а не продолжать втолковывать программный материал.
Задачи исследования.
- Проанализировать методическую, литературоведческую и научную литературу по раскрытию богатства слова как единицы речи, предложения и по написанию сочинений разных видов.
- Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков по развитию речи.
- Определить формы. Методы, содержание уроков.
Cодержание программы.
Весь курс разделён на три раздела. Первый из них посвящён слову. Он так и назван — «Слово о слове».
№ | Тема | Кол.ч. | Дата |
1. Слово о слове. | 1 | ||
1 | В начале было слово. | 1 | |
2 | И один в поле воин. | 1 | |
3 | …граммы бывают разные. | 1 | |
4 | Слова-близнецы. | 1 | |
5 | Какие разные слова! | 1 | |
6 | «Одноимённые» слова. | 1 | |
7 | Метал металл? | 1 | |
8 | Хотите, я его ударю, и он станет фиолетовым? | 1 | |
9 | Играй словами! | 1 | |
10 | Иерархия частей речи. | 1 |
Раздел включает прежде всего исторические данные о развитии речи (три этапа) и различные игры со словами. Здесь учащиеся узнают о самых коротких и самых длинных словах-рекордсменах (24 буквы). Дети учатся методике решения некоторых лингвистических задач, игр. Например, анаграмм, метаграмм, гетерограмм, изогрифов, логогрифов подбора при определённых условиях антонимов, синонимов, омографов, омофонов. Узнают о частоте использования частей речи.
2. Ещё не великие, но уже мыслители. | |
11 | Необычное в обычном. |
12 | Предложения, говорящие о себе. |
13 | «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка…» |
14 | Переговорки. |
15 | А ты правильно сочетаешь слова? |
16 | Масло масляное. |
17 | Всё в полном порядке! |
18 | Посолили солью? |
19 | И жизнь, и слёзы, и любовь! |
20 | Не вешать нос! |
Второй раздел посвящён предложению как единице речи: «Ещё не великие, но уже мыслители». Учащиеся узнают о существовании необычных предложений – самое короткое (из жизни Виктора Гюго), предложения, говорящие о себе («В этом предложении пять слов»), о переговорках («Везде хорошо, ноги кормят»), тавтограммах («Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка…»). Ученики упражняются в создании предложений, учитывая конкретные условия, избегая повторов мысли («Масло масляное»), избегая наличия в предложении однокоренных слов («Посолили солью?»), употребляя фразеологические обороты («Не вешать нос!»).
3. Мой друг – художник и поэт… | 1 | ||
21 | Cтили речи: наука и искусство. | 1 | |
22 | Где же она, граница? | 1 | |
23 | Делим. Называем. | 1 | |
24 | Опиши меня. | 1 | |
25 | Я вам сейчас что-то расскажу. | 1 | |
26 | Я – рассудительный. | 1 | |
27 | Салат из сказок. | 1 | |
28 | Люблю буриме! | 1 | |
29 | Ах, какая картина! | 1 | |
30 | А что было потом? | 1 | |
31 | Сказка наизнанку. | 1 | |
32 | Есть конец и есть начало. | 1 | |
33 | Добро пожаловать, весна! | 1 | |
34 | Главный редактор. | 1 |
Третий раздел я назвала словами известной песни группы «Воскресенье» «Мой друг — художник и поэт…». Название отображает его содержание – сочинительство. Ученики учатся различать стили речи, определять границы предложений, делить тексты на абзацы, придумывать заголовки. Дети пишут сочинения разных видов, в том числе и по картине, сочинять стихи по принципу «буриме». И на этапе обобщения выступят редакторами текстов, содержащих речевые, стилистические ошибки.
Наверное, вы заметили, что формулировка тем уроков не называет напрямую предмет обсуждения. В названии каждого урока присутствует некая вуаль, которую дети пытаются приподнять в начале каждого урока.
«Хотите, я его ударю, и он станет фиолетовым?»
Как вы считаете, о чём шла речь на занятии, которое называлось так – «Хотите, я его ударю и он станет фиолетовым?»?
Речь шла об омографах. Простой пример: замок-замок. Меняя место ударения получаем слово с другим значением.
Фотографии с урока.
Последний урок спецкурса назывался «Салат из сказок». Идея принадлежит небезызвестному всем Дж.Родари. О ней он говорил в книге «Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй».
Я предлагаю вам, коллеги, окунуться в детство: вы – ученики 3 класса. Объединитесь в пары и загадайте какого-нибудь сказочного героя. Неважно из какой он будет сказки: народной или литературной. Теперь, задавая друг другу максимум по пять вопросов, попытайтесь угадать героя вашего соседа. Не угадали, сдаётесь. А теперь представьте, что ваши герои встретились, и получилась совершенно другая сказка. Вам предстоит вместе, в парах, её сочинить.
Фрагмент урока «Люблю буриме!» обыгрывается с участниками конференции
Предмет по выбору:
Тема: Люблю буриме!
Цель: ученики поймут принципы игры буриме, узнают историю возникновения и развития этой игры.
Задачи: будут учиться писать буриме, составлять по данному четверостишию; будут развивать чувство ритма, умение подбирать рифмующиеся слова; будут воспитывать культуру общения.
План.
Побуждение.
В группах дети отгадывают загадки и один из группы выбирает на доске начальную букву отгадки. Остальные дети записывают в тетрадях через запятую эти буквы.
Моет в речке свою пищу, Распорядок этот дня
Чтоб она была почище. Был написан для меня.
Лишь потом отправит в рот. Никуда не опоздаю,
А чистюля тот…(енот) Ведь его я соблюдаю. (Режим)
Знают этот фрукт детишки, Ранним утром во дворе
Любят есть его мартышки. Лёд улёгся на траве.
Родом он из жарких стран, И весь луг стал светло-синий,
В тропиках растёт… (банан) Серебром сверкает…(иней)
Оно бескрайнее, синее, В школе учит он детей.
И ветры его стерегут, Строг, но всё прощает.
А корабли красивые Помогает стать умней,
По водной глади идут. (Море) Всё он объясняет. (Учитель)
— Через тире запишите эти буквы в соединении. Знаете ли вы, что обозначает это слово?
— Нет такого слова. Вспомним игру анаграмму.
Составление слова путём перестановки букв. Получилось слово БУРИМЕ.
— Что такое БУРИМЕ?
Реализация.
- История буриме.
— Как вы думаете, какая страна является родиной буриме?
— Подсказка – ударение в слове. Ударный – последний слог. Именно для французского языка характерна такая постанова ударения. Вспомним такие французские слова, которые мы употребляем в нашей речи: мерси, пардон, лямур. Так и буриме. Действительно, буриме как игра появилось более 300 лет назад. Изобретатель – французский малоизвестный поэт Дюло. Но распространение игра приобрела около 150 лет назад.
Буриме увлекались всему миру известные личности. Ал. Дюма, тот, который придумал Д*Артаньяна и трёх мушкетёров, в 1864 году объявил конкурс на буриме и издал сочинение, в которое входило 350 буриме. В Росси умением писать буриме славились многие известные поэты. В том числе и Пушкин. А 100 лет назад в Петербурге журнал «Весна» провёл массовый конкурс.
- Основа буриме – рифма.
— Как вы понимаете слово «рифма»?
Запись в тетрадях:
— Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк.
— Для начала давайте поупражняемся в подборе рифмующихся слов. Я называю слово, а вы говорите к нему пару. Ком-(дом), кот-(рот), окошко-(кошка), гуашь-(наш), играть-(спать), цыган-(орган), цветок-(жесток).
На доске изображения предметов. Ученики пытаются подобрать пары и записывают их в тетрадях.
- Работа в парах аналогична: загадывают друг дружке слово, подбирают рифмы.
- Игра «Доскажи словечко». Если согласны с суждением, приседают, нет – подпрыгивают.
— Я в осиновом лесу Все девчонки и мальчишки Первый раз увидел мальчик,
Встретил рыжую (лису). За едой читают (книжки). По поляне бегал (зайчик).
Раз зимою на опушке Ох, поспать медведь не прочь. Странная стая взмыла под крышей:
Куковала мне (кукушка). Спит зимой и день, и (ночь). На юг полетели летучие (мыши).
Скажут все, кого не спросим: Мне очки вот так нужны!
— Сколько нот мы знаем? (8) Я в них ночью вижу (сны).
- Правила игры буриме.
— Как и у любой игры, у буриме есть свои правила. Так, например, рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно. Сами посудите, если вы выберете что-нибудь вроде «любовь-кровь», вряд ли это увенчается созданием интересного и оригинального стихотворения. Также рекомендуется избегать однокоренных слов.
Как писать буриме? 1) Заданные рифмы нельзя менять местами. 2) Не забывать о содержании стихотворения. Ведь вся суть буриме заключается в том, что из порой совсем несопоставимых и странных рифм получается законченное смысловое стихотворение.
- Коллективная проба пера.
На доске задания:
_________________________ цветок — Отчего зацвёл цветок? —
_________________________ мать Мальчик спрашивает мать.
_________________________ цветок — От того, что мы цветок
_________________________ поливать Не ленились поливать.
________________________ синий Мне купили шарик синий.
________________________ воздушный Был он лёгкий и воздушный.
________________________красивый Ах! Какой он был красивый!
________________________ непослушный Но ужасно непослушный.
- Создание буриме в группах.
— Пользуясь загадками, которые вы отгадывали в начале урока, попытайтесь в группах создать буриме. (Работу ученики выполняют на тех же листах, на нижней половине.)
Рефлексия.
В группах ученики разгадывают буриме. После озвучивается оригинал.
1) ___________________ обезьяны Очень любят обезьяны
____________________ бананы Кушать сладкие бананы.
____________________ похожи Мы на обезьян похожи,
_____________________ тоже И бананы любим тоже.
2)______________________ хвостик Я – лисичка, рыжий хвостик.
______________________ в гости Я пришла к ребятам в гости.
______________________ веселиться Буду с ними веселиться,
______________________ кружиться. Возле ёлочки кружиться.
3)___________________ на лужок Вышли зайки на лужок,
____________________кружок Встали в маленький кружок.
____________________ веселятся Пляшут, скачут, веселятся,
____________________ не боятся Злого волка не боятся.
4) ____________________ бегемот Петь задумал бегемот
____________________ рот И открыл огромный рот.
____________________ слов Но не слышно в песне слов,
____________________ рёв Слышен только страшный рёв.
5) __________________ уши У слона большие уши.
___________________ слон Как гора, огромный слон.
___________________ на суше Равных нет ему на суше:
___________________ чемпион Слон на суше чемпион.
6) ___________________ поутру Кенгурёнка поутру
___________________ кенгуру Моет мама кенгуру.
___________________ хвостик Моет лапки, моет хвостик.
___________________ гости — Видишь, к нам шагают гости!
7) ___________________ удивила Нас, конечно, удивила
___________________ горилла. Африканская горилла:
___________________ до бровей Вся от пяток до бровей
___________________ у людей У горилл, как у людей.
Что мне и моим ученикам даёт этот спецкурс? Дети легче вступают в диалог, адекватно используют речевые средства как на уроках, так и во внеурочное время. Я заметила, что детям стало легче осуществлять поиск необходимой информации, моделировать различные языковые единицы.
А главное – дети полюбили этот урок, они его ждут, радуются, выполняя задания. А мы, согласитесь, не так часто делаем наших учеников счастливыми. А ведь ещё Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».