Участие учителей школы в «Lesson Study»


1

Учителя кафедры в течение 2013-2014 году решали проблему по организации групповой работы на   уроках математики. Lesson Study проводили на базе двух классов 11 и 8.

Рефлексия учителей прилагается.

3 2

Учителя кафедры принимали участие в Lesson Study вместе с учителями города.
4
Учителя кафедры принимали участие в Lesson Study вместе с учителями города.
5
Рефлексия учителя математики Коноваловой Ю.В. о применении метода Lesson Study.

Директор нашей гимназии Ахметова М.Г. создала творческую группу из учителей математики для работы по технологии Lesson Study. До того как была организована творческая группа я ничего не знала о данной технологии. Изучив данную технологию, я поняла, что Lesson study это форма исследования в действии на уроках, направленная на совершенствование преподавания и обучения математики. Сама идея мне очень понравилась и я по предложению Майры Габасовны с удовольствием приняла участие в работе по применению технологии Lesson Study. Уроки решено было проводить в 11 «А» классе, классе олимпийского резерва, где я веду математику. В 11 «А» классе учатся дети с разнонаправленными интересами. В плане математики есть дети как высоко мотивированные и имеющие высокий уровень знаний по предмету, так и низко мотивированные и имеющие невысокий уровень знаний по математике. Дети все разные, умеют самостоятельно учиться и добывать знания. Любят друг с другом сотрудничать на уроке, обучать друг друга и делиться знаниями. После того как я провела урок-знакомство с классом для остальных учителей, мы совместно определили цель – использование групповой работы на уроке математики с целью повышения познавательной активности отдельных учащихся.
Мы совместно с учителями математики составили план урока по теме «Дополнительные методы решения иррациональных уравнений». Данный опыт совместного составления урока был для меня необычен и очень интересен. Можно было узнать мнение каждого учителя о применении не только методов, но и направленность заданий, способ подачи материала в рамках этой темы, т.е. расширить собственную карту по теме «Иррациональные уравнения и методы их решения». Интересно было определить ожидаемый результат для каждого ребенка и сравнить то, что ожидали с тем, что получилось в результате. На уроке трудно отследить каждого ученика, чтобы судить об успешности урока хотя бы на 70 %, здесь же под наблюдением был каждый ученик и был виден результат каждого ученика. И об успешности урока можно утверждать со 100 % уверенностью. Очень важен был совместный анализ и рефлексия урока, позволившая определиться с дальнейшим планированием в работе по применению Lesson Study. Выявить слабые моменты и учесть «подводные камни» данного урока. Я думаю, что такую форму работы как Lesson study нужно продолжать в дальнейшем.
Рефлексия учителя математики Матюшкиной Е.Н. о технологии Lesson study.
До того как было организованно сообщество учителей математики для работы по Lesson study, я ничего не знала о данной технологии, но мне понравилась задача о внедрении чего-то нового в обучении. Изучив данную технологию, я поняла, что Lesson study это форма исследования в действии на уроках, направленная на совершенствование преподавания и обучения математики. Вместе с учителями сообщества после нескольких заседаний (где каждый из нас предлагал свои идеи по созданию урока изучения нового материала, формой проведения которого являлась групповая работа) мы разработали урок математики в 11 классе. Данное общение для меня было интересным, так как я узнала много нового, познакомилась с некоторыми аспектами работы своих коллег. В ходе урока я наблюдала за группой учащихся, заранее спланировав ожидаемый результат от каждого из них. После наблюдения я увидела, что разработанный нами урок достиг своей цели, все учащиеся моей группы ознакомились с новым материалом, обсудили его и составили схему решения по данной теме, самостоятельно решили по два уравнения, представили презентацию своего метода, и ознакомились с методами решения других групп. При обсуждении результатов урока я дала характеристику деятельности каждого учащегося своей группы, отметила, что такая форма работы сказалась прогрессивно на результатах обучения учащихся. Проанализировав урок, учли недостатки, которые мы должны учесть в следующей нашей работе. Мне понравилось, что используя Lesson study, я могу проводить исследование и изучение урока, находить эффективные формы организации урока, для себя взять что-то хорошее или увидеть на конкретном примере, как делать не нужно и чего нужно избегать в преподавании и обучении. Я думаю, что такую форму работы как Lesson study нужно продолжать в дальнейшем.
Рефлексия учителя математики Дворниковой ЛА . о технологии Lesson study.
Понравилось, что учащиеся класса уверенно чувствуют себя при общении друг с другом, работают над предложенным материалом, помогают друг другу, иногда обращались к помощи учителя и всё это при присутствии большого числа посторонних людей. Если и чувствовалась некоторая скованность отдельных учащихся, то её тут же пытались уменьшить более уверенные в себе ученики из тех же групп. Степень коммуникабельности и взаимопомощи этих учащихся приятно поражает.
На втором уроке учащиеся чувствовали себя более спокойно, чем на первом, и были более продуктивны в своей работе. Просоленко Кирилл (А) очень внимательно изучил теоретический материал; познакомился со всеми методами и в письменной версии и внимательно выслушал все презентации. Более пассивен был при обсуждении презентации своей группы. Не приступил к решению уравнений в тетради (может быть из-за стеснительности и неуверенности в своих знаниях).
Уйданов Жанат (В) внимательно изучал весь лист с теоретическим материалом; выписал план решения своего метода; с помощью решил доставшееся ему уравнение; был слегка пассивен при составлении презентации своей группы; внимательно выслушал другие презентации.
Байгазанова Айганым (В) внимательно изучала нужную часть теоретического материала; выписала план решения своего метода; с помощью учителя решила доставшееся ей уравнение и затем записала уравнения решённые другими; была активна при составлении презентации своей группы; внимательно выслушала другие презентации.
Урдашева Мадина (С) внимательно изучила нужную часть теоретического материала; выписала план решения своего метода; решила доставшееся ей уравнение и затем записала решения других уравнений; была активна при составлении презентации своей группы, практически почти взяла всю работу на себя, презентация, составленная ей понравилась и представителям другой группы, которые рассматривали этот же метод решения и они не внесли никаких корректив, когда делали уже «совместную» презентацию; внимательно выслушала другие презентации, внимательно изучила теоретический материал, касающийся других методов.
В целом, метод заслуживает внимания, положительными моментами его являются взаимопомощь коллег разных профилей при подготовке самого материала урока, постановка целей урока, оптимальное отслеживание каждого этапа урока, наблюдения за каждым учеником с разных точек зрения, и т.п.
К отрицательным моментам, наверное, можно отнести то, что подготовка к уроку при использовании этого метода требует ещё большего во много раз времени, чем обычно. Поэтому эффективным он может стать, если с одной стороны уменьшится количество учащихся в классах, а, с другой стороны, у учителя будет временная возможность заниматься этим экспериментом.

В 2014-2015 уч. году учителя кафедры продолжают работу по созданию эффективного урока. Темой Lesson Study в этом году является организация уроков по формированию навыков критического мышления.
7

6