Анализ работы кафедры учителей истории и географии за 2014-2015 учебный год


Состав секции:

  1. Помозова.Е.Н.
  2. Кожамкулова.Р.К.
  3. Даутбаев.Р.Р.
  4. Трунова.Е.С.
  5. Саин.Н.Б.
  6. Ризабекова.Г.Р.

Качественный состав:

а\ 5 – учителей высшей категории.  1- без категории

б\ 5- учителей истории и обществоведения, 2 – учителя географии.

Основная цель кафедры учителей истории и географии заключается в овладении учащимися законченной системы знаний и умений по предметам кафедры, а также получения возможностей их применения в различных жизненных ситуациях.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи в учебно-воспитательном процессе:

– получение знаний по основным историческим и географическим понятиям.

– овладение умениями применять данные понятия с современной жизни.

– научить использовать один из «языков» международного общения – историческую и географическую карты.

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения истории и географии, решения задач самостоятельного приобретения новых знаний учащимися.

-воспитания патриотического отношения к своему краю и в целом к государству.

-применение исторических и географических знаний в окружающей учащихся действительности.

 Педагогическая проблема кафедры: «Компетентностный подход в преподавании истории и географии как условие развития эффективной и компетентной личности».

В соответствии с педагогической проблемой школы и педагогической проблемой кафедры учителя работают над следующими темами самообразования:

Помозова.Е.Н. «Использование  компетентностных заданий на уроках истории для развития эффективной компетентной личности»

Кожамкулова.Р.К. «Использование мнемотехник как условия для формирования ключевых компетенций учащихся»

Даутбаев.Р.Р. «Метод проектов в преподавании общественных дисциплин»

Трунова.Е.С. «Развитие ключевых компетенций учащихся при создании ситуации успеха на уроках истории»

Саин Н.Б. Ризабекова.Г.Р. «Использование различных форм контроля знаний учащихся на уроках географии для создания эффективной обучающей среды»

Планирование работы на каждый учебный год начинается с всестороннего анализа деятельности за  прошлый учебный год.

Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:

1.диагностика уровня обученности и качества знаний.

2.анализ результатов срезов знаний.

3.анализ промежуточного тестирования и результатов ЕНТ.

4.деятельность учителей по совершенствованию своего педагогического мастерства:

– посещение курсов, обучающих семинаров

-посещение уроков коллег

-проведение открытых уроков

5.Распространение своего педагогического опыта ( публикации в прессе, подготовка методических пособий, выступления на заседаниях кафедры, педагогических советах, городском методобъединение)

6.Пополнение учебно-методическим материалом закрепленных за учителями кабинетов

7.Участие в предметных олимпиадах и интеллектуальных играх, организация «дня науки», дня открытых дверей».

8.Осуществление воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

 

Немаловажную роль в работе учителей кафедры имеют заседания кафедры.

Вопросы, выносимые на заседания  кафедры:

рабочие программы и календарно-тематическое планирование.

-изучение законов и государственных программ, послания Президента РК.

-тестовые технологии и их применение в текущем и административном контроле.

-методика подготовки ученика к предметной олимпиаде

-ЕНТ – формы и методы контроля и подготовки учащегося.

-повышение эффективности запоминания информации на уроках истории и географии.

-работа над развитием устной речи на уроках истории.

– работа учителя по теме самообразования

– работа с одаренными учащимися

– решения проблем не высокой учебной мотивации.

В 2014-2015 учебном году проведены следующие заседания кафедры:

дата Повестка дня
29.08.14 Направления работы кафедры на 2014-2015 уч.год
04.11.14 Итоги работы кафедры за первую четверть. Предметные олимпиады.
11.11.14 Обсуждение Послания Президента РК Н.Назарбаева «Нурлы жол – путь в будущее»
30.12.14 Результаты ЕНТ и ВОУД.
27.01.15 Закон РК «О борьбе с коррупцией»
26.03.15 Рефлексия деятельности кафедры.

 

Технология повышения методического мастерства по представленным технологиям осуществляется через:

изучение передового опыта и опыта учителей РК по статьям журналов:

«История Казахстана: преподавание в школе», Интернет-журнал «Коллеги»,

журнал «Воспитание школьников».

– через обсуждение результатов своей деятельности на заседаниях кафедры.

– публикации своих работ в республиканских журналах.

-посещение курсов, учебных семинаров

– самообразование учителей кафедры, через работу по своей методической теме. И др.

Одним из главных направлений повышения своего педагогического мастерства, учителя кафедры считают теоретическое оформление своих наработок и публикации их в педагогической литературе.

Публикации учителей за 2014-2015гг.

Помозова.Е.Н. Международная научно-практическая конференция. «Векторы развития современного педагогического образования Казахстана» 26.09.2014

Международный сборник МЭСИ  «Роль самостоятельной работы ученика в учебном процессе, на уроке истории», 4 публикации в республиканском журнале « История Казахстана: преподавание в школе»

Кожамкулова.Р.К. Международный сборник МЭСИ  «Роль самостоятельной работы ученика в учебном процессе, на уроке истории», 2 публикации в республиканском журнале « История Казахстана: преподавание в школе». Учителя истории Помозова.Е.Н. и Кожамкулова.Р.К. обобщили опыт работы школы по вопросам краеведения. Опубликовали материалы методического пособия по Региональному компоненту.

Трунова.Е.С. Опубликовала свой опыт педагогической работы в материалах городской конференции «Сохранение и развитие духовных и культурных ценностей». Выступила и опубликовала свои материалы в сборнике Региональной научно-практической конференции «Стратегия- 2050». Учителя кафедры ежегодно публикуются в прессе разного уровня, обобщая и делясь своим опытом работы.

 

Одним из важных направлений работы кафедры является работа с одаренными детьми. Кафедра придерживается перспективного плана работы по развитию одаренности в рамках Концепции развития школы на 2010-2015 гг. В Гимназии на каждый учебный год разрабатывается план работы НОУ «Интеллект», в соответствии с которым учителя секции работают с учащимися по научным проектам, по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным играм, дистанционным предметным олимпиадам. Учителей кафедры ежегодно приглашают в комиссии по предметным олимпиадам.

По результатам предметных олимпиад наблюдается количественный рост призеров:

Учебный год: 2013/2014 2014/2015
Количество призеров 7 11
Преподаватели: Помозова.Е.Н, Ризабекова.Г.Р., Даутбаев.Р.Р. Помозова.Е.Н, Ризабекова.Г.Р., Даутбаев.Р.Р.

 

На заседаниях кафедры рассматриваются вопросы успеваемости. Анализ качества знаний проводится каждым учителем.

Результаты успеваемости по истории: 2014-2015гг

% качества знаний % успеваемости % обученности Количество учащихся
История  Казахстана 72 100 63 640

 

История Всемирная 80 100 70 522

 

Результаты данного учебного года опять показывают, что % качества знаний по Всемирной истории выше. Причины: Интерес больше, учебники лучше, требование ниже, т.к. это не обязательный предмет ЕНТ.

Работа кафедры по подготовке учащихся к ЕНТ.

 В целях повышения качества подготовки выпускников к сдаче ЕНТ, методическое объединение запланировало и проводило следующую работу:

  1. В 10-11 классах ведется специальный курс «История Казахстана: основные даты и события»
  2. В 11 классах для тех, кто решил сдавить географию и всемирную историю  проводятся индивидуальные консультации.
  3. Ежемесячно проводилось пробное тестирование по базе ЕНТ, 2-раза для учащихся 11 классов и 1 раз для учащихся 10-х классов в месяц.
  4. Составлялся цифровой анализ по параллелям и классам. Учителя осуществляют поэлементный анализ.
  5. Все пробные варианты разбирались с учащимися на уроках, специальных курсах, на индивидуальных консультациях.
  6. Проводилась работа над ошибками.
  7. Темы, в которых учащиеся допускали, большее количество ошибок теоретически разбирались.
  8. В каб№401 на начало года оформляется материал «В помощь выпускнику», учителя старших классов ведут папку по подготовке к ЕНТ.
  9. На родительских собраниях после каждой четверти рассматривался вопрос о результатах пробного тестирования. Даются рекомендации по отдельным учащимся. Учителя кафедры готовят тематические выступления на родительские собрания и малые педсоветы.
  10. На заседаниях секции результаты пробного тестирования систематически рассматривались. Дается сравнительная характеристика.
  11. Учителя Помозова.Е.Н., Кожамкулова.Р.К. разработали рекомендации для учащихся и их родителей.
  12. Учителя кафедры составляют план работы по подготовке к ЕНТ на учебный год.
  13. В этом учебном году учителя кафедры провели городской семинар на тему «Эффективные стратегии подготовки учащихся к ЕНТ». При подготовке семинара кафедра систематизировала свои наработки в этом направлении и представила на суд учителей города свои методики. Так же на семинаре был организован круглый стол по вопросам ЕНТ с целью обмена опытом.
  14. В плане улучшения работы с одаренными учащимися и подготовке ЕНТ и ВОУД кафедра занимается обобщением опыта в методических пособиях. Это одно из направления деятельности учителей Кожамкуловой  и Помозовой. Они за этот год подготовили и выступили с презентацией своих пособий «Региональный компонент на уроках истории Казахстана», «ЕНТ без проблем»,  «Государства раннего средневековья на территории Казахстана». Все выпущенные пособия прорецензированы преподавателями ВУЗОв.

Итоги ЕНТ 2014-2015гг

Преподаватели Кожамкулова.Р.К., Помозова.Е.Н.

класс к/у % кач. знаний Ср.балл % усп-ти
11 а 18 77,7 18,6 100
11 б 18 55,5 14,6 100
11 в 20 55 14,4 100

 

Если сравнивать с результатами прошлых лет, то результат ниже:

2012-2013 2013-2014 2014-2015
Кач.зн:           95,6 75 63
Успеваемость:100 100 100
Ср.балл:          21,3 17,3 16

 

Чем объяснить?

  1. учебной мотивацией. В 11 б, 11 в  % качества знаний 39-44%
  2. в 11 в третья часть класс дети, которые стали учиться в гимназии с 10 класса, очень большие пробелы.
  3. качество тестовых заданий, усложнены.

 

Положительные аспекты в работе кафедры:

  1. Положительные результаты на городских предметных олимпиадах
  2. Публикации учителей кафедры
  3. Работа в городском МО
  4. Проведение «Дня науки», «Творческого экзамена», «Методических дней»
  5. Подготовка и публикация пособий.

Проблемы, над которыми надо работать:

  1. Повышение качества знаний учащихся.
  2. Повышения качества знаний на ЕНТ и ВОУД.
  3. Привлечение большего количества одаренных детей к олимпиадам, научным проектам по истории и географии.
  4. техническая сторона сбора информации и аналитической информации кафедры.